Привет, меня зовут Влад Цой, и я работаю в проекте «Люди науки». Мы с коллегами рассказываем, как человек без специальных навыков и знаний может помочь ученым всего мира. А в свободное время мы сами становимся научными волонтерами.

57739f7ea886b87f9d313c84a243a115.jpg
Фото: Rafael Ojea Perez/Flickr.com CC BY-SA 2.0

О болезни Альцгеймера

Недавно я узнал, что болезнь Альцгеймера — седьмая по распространенности причина смерти в мире. Это одна из наиболее распространенных форм деменции — синдрома, который ухудшает когнитивные функции человека. Больной остается в сознании, но с каждым днем ему становится все труднее выполнять привычные действия: думать, общаться, ориентироваться в пространстве. Существующие терапии лишь облегчают симптомы деменции, ненадолго замедляют ее развитие, но полностью остановить не могут.

Природу недуга и способы борьбы с ним ученые и врачи ищут уже много лет. Недавно исследователи из Корнелльского университета обнаружили связь между закупоренными капиллярами в головном мозге и болезнью Альцгеймера. Правда участниками их экспериментов были не люди, а мыши с моделью этого заболевания. Ученые заметили, что нейтрофилы (разновидность белых кровяных клеток) прилипали к стенкам сосудов и образовывали «закупорки» — из-за этого кровоток в головном мозге грызунов существенно снижался. Исследователи удалили эти «закупорки», после чего память животных стала заметно лучше. Но важно отметить, что мыши не излечились от болезни Альцгеймера, а лишь перестали страдать от одного из ее симптомов.

Может, это сработает и на людях? Чтобы проверить эту и другие гипотезы, связанные с болезнью Альцгеймера, еще предстоит проанализировать множество данных. А это довольно трудоемкий процесс. Для простых компьютерных алгоритмов это сложновато, и, чтобы написать подходящую программу, потребуется много времени. Если же ученые начнут анализировать все данные самостоятельно, то на поиск лекарства уйдут десятилетия. Однако, по мнению самих исследователей, помощь научных волонтеров могла бы «сократить время анализа всего до пары лет». Чтобы привлечь добровольцев, они создали онлайн-игру «Stall Catchers» (англ. «Ловцы закупорок»).

sc-1.png
Илл.: Stall Catchers

О проекте

Пользователи «Stall Catchers» наблюдают за сосудами в головном мозге мышей и отмечают те самые «закупорки» кровяных телец. Важно отметить, что цель проекта не в поиске лекарства, способного раз и навсегда вылечить человека от болезни Альцгеймера — а в том, чтобы лучше исследовать недуг и найти средства против некоторых его симптомов.

Кто-то может сказать, что в таком виде исследования становятся малоинтересными и незначительными. По этому поводу Пьетро Микелуччи (Pietro Michelucci), один из создателей игры и директор Института человеческих вычислений (Human Computation Institute), написал следующее: «Что если терапия, которая не дает сосудам закупориваться, замедлит развитие болезни в два раза? Что если симптомы будут проявляться не через 30, а через 60 лет после начала ее развития? Для многих людей это будет значить, что они умрут еще до проявления симптомов. Как по-вашему, это считается лекарством?»

«По-моему, считаются», — решаю я и запускаю игру.

Игровой процесс

Stall Catchers имеет только браузерную версию. Комфортнее всего в ней сидеть с компьютера — на смартфонах и планшетах некоторые изображения смотрятся мелковато. Суть игры довольно простая: пользователю дают заглянуть в «виртуальный микроскоп», в котором появляются черно-белые ролики. На них видно, как течет кровь в головном мозге мышей.

sc-2.png
Илл.: Stall Catchers

Игрок работает только с областью, обведенной оранжевой линией. Он запускает видео и внимательно следит за этим участком, пытаясь найти «закупорки» (они же stalls) — темные неподвижные точки внутри сосудов. Как например, здесь:

sc-3.png
Илл.: Stall Catchers

Если вы видите одну или несколько «закупорок» — то нажимаете на кнопку «Stalled» и отмечаете их красными точками. Вот так:

sc-4.png
Илл.: Stall Catchers

Чаще всего — где-то в 9 случаях из 10 — встречаются изображения, где кровь течет без препятствий. Сосуды в таком случае похожи на белые извилистые дорожки:

sc-5.png
Илл.: Stall Catchers

За каждый ответ пользователь получает игровые очки, благодаря которым растет его уровень. Лучшие игроки постоянно отображаются на доске почета.

Правда иногда встречаются фотографии низкого качества, где сложно не то что найти «закупорку», а даже увидеть сосуд. В таких случаях нужно оповестить авторов о проблеме, нажав на специальный флажок под видео. Так ученые поймут, что ролик не стоит использовать для исследования:

sc-6.png
Илл.: Stall Catchers

Но бывает и так, что даже на изображениях с приемлемым качеством сложно отыскать черные точки-«закупорки». Они могут быть слишком мелкими или сливаться с шумом изображения. К примеру, в этом кадре я их не заметил:

sc-7.png
Илл.: Stall Catchers

Но совершать ошибки в «Stall Catchers» не страшно. Кроме вас эту фотографию увидят тысячи других волонтеров. Кто-нибудь точно заметит пропущенные «закупорки».

Кстати, сообщество в «Stall Catchers» довольно активное. Под многими видео можно встретить шумные споры о том, есть ли в кадре «закупорки» или нет. В комментариях можно встретить сообщения, которые пользователи оставляли с самого старта игры в октябре 2016 года.

sc-8.png
Илл.: Stall Catchers

А актуальные темы — например, механику игры, качество фотографий или новости проекта — можно обсудить с теми, кто сидит в «Stall Catchers» прямо сейчас. Для этого авторы игры оставили диалоговое окно в углу экрана — там каждые несколько часов кто-то из игроков оставляет новые сообщения.

За пару вечеров я сделал 103 наблюдения — они принесли мне 16436 очков и 3241-е место в списке игроков. Сперва мне показалось, что это немало… Но потом я заметил лучшие результаты игроков за день. Счет первой тройки ушел за 500.000 — вот это научные волонтеры! Видимо, они за несколько лет выработали особый навык по поиску «закупорок».

sc-9.png
Илл.: Stall Catchers

Итоги

Откровенно говоря, «Stall Catchers» — не слишком увлекательна, сама по себе. Ролики не потрясают красотой, процесс однообразный, а взаимодействие с другими игроками ограничивается перепиской. Но привлекательность игры — в научной и медицинской ценности, в осознании, что, быть может, помогаешь самому себе, каким будешь лет через 30. Все-таки мы не просто набираем самый большой счет, а боремся с болезнью Альцгеймера.

Пользователи «Stall Catchers» уже помогли ученым выяснить, что физические упражнения помогают мышам справиться с некоторыми симптомами деменции (хотя на «закупорки» это особенно не повлияло). Кроме того, данные игры позволили исследователям обнаружить связь между болезнью Альцгеймера и высокожировой диетой — правда опять же на примере грызунов, а не людей. А совсем недавно проект «Stall Catchers» помог ученым из Корнелльского университета испытать на мышах терапию, направленную на устранение «закупорок» в капиллярах. Что приятно, в каждой научной статье ученые упомянули вклад добровольцев. Где-то фраза «Stall Catchers» значится среди авторов исследования, а где-то собраны все игровые никнеймы пользователей.

В этом проекте я точно проведу еще несколько дней. Но совсем не из-за тщеславия. И даже не из альтруистических соображений. Пока лекарства от болезни Альцгеймера нет, никто из нас от нее полностью не защищен. А если симптомы проявятся — будет уже слишком поздно. Играя час-другой в «Stall Catchers» сейчас, я верю, что сохраняю годы чьей-то жизни в будущем. Быть может, своей собственной.

Впервые опубликовано на портале журнала Наука и жизнь.

Авторские права защищены Citizen Science