Всем привет, я Маша Осетрова, я работаю в проекте «Люди науки», где мы помогаем ученым и волонтерам находить друг друга. Как и мой коллега Влад, в свободное время я мечтаю о морских путешествиях. Мне, матросу со стажем, в самоизоляции очень не хватает выходов в море, ночных вахт, компаса под рукой, всяких параллелей и меридианов. Так что можете представьте мой восторг, когда мне попался проект, посвященный расшифровке настоящих судовых журналов!

Снимок экрана 2021-07-27 163246.jpg

USS Louisville — американский тяжелый крейсер типа «Нортхэмптон». Был спущен на воду 1 сентября 1930 года. В годы Второй мировой войны участвовал во многих сражениях на Тихоокеанском театре военных действий. Метеорологические наблюдения из судового журнала корабля сейчас помогают ученым в изучении климата. Фото: Allan C. Green, Wikimedia Commons.


«Превращаем старую погоду в новую науку»

В проекте «Old Weather» волонтеры изучают доступные записи в судовых журналах, сделанные за последние 150 лет. Хотя журналы уже отсканированы, далеко не вся информация из них оцифрована — с рукописными записями компьютер до сих пор справляется не очень хорошо. А вот волонтерам эта задача оказалась не только посильна, но и очень интересна. Проект запустился десять лет назад благодаря сотрудничеству нескольких научных организаций, включая Оксфордский университет, Национальный архив Великобритании, а также Национальный морской музей в Гринвиче. С тех пор появилось несколько ответвлений проекта — волонтеров просили анализировать то направление ветра, то температуру воды, иногда это были торговые суда, иногда военные. Сейчас на портале Zooniverse работает проект «Old Weather — WW2», в котором для анализа представлены судовые журналы военных кораблей США времён Второй мировой войны.

Screenshot_1.jpg
Заглавная страница проекта «Old Weather».

Но зачем это ученым? Оказывается, расшифровка тысяч страниц судовых журналов поможет воссоздать подробную картину климата в прошлом и точнее предсказать будущие его изменения. Для этого исследователям особенно важны данные по Арктике, доступные в записях военных судов США. Кроме того, есть надежда обнаружить причину так называемой «теплой аномалии» Второй мировой войны — систематического повышения температуры воды, на которое тогда обращали внимание многие моряки. Сейчас исследователи подозревают, что все дело могло быть в разных способах измерения температуры.

Например, температура зачерпнутой за бортом воды, измеренная на палубе, может отличаться от измерений в машинном отделении для воды из заборника охлаждающей воды. Более того, на температуру может влиять даже осадка корабля — то есть то, насколько глубоко погружен в воду его корпус. Понять, так ли это, помогут записи судовых журналов с кораблей, которые были в одно и то же время в одном и том же месте — соответственно, должны были получить одинаковые показания температуры и давления.

Ну и, конечно, записи в судовых журналах интересны историкам. По существу, судовой журнал — «черный ящик» корабля, в котором содержится вся основная информация о каждом выходе в море: кто был на борту, когда и куда эти люди отправились, все погодные условия и изменения курса, происшествия на борту. Даже в нынешнюю цифровую эпоху судовые журналы ведутся на каждом судне, и при инцидентах на море он является основным документом, который имеет юридическую силу при судебных разбирательствах.

Ныряем в анализ

Ну что ж, открываю, наконец, первый предложенный судовой журнал. Проект «Old Weather — WW2» создан на базе платформе гражданских проектов Zooniverse, поэтому опытным гражданским ученым интерфейс хорошо знаком. У проекта несколько путей волонтера — можно анализировать дату и курс судна, показания температуры или давления. «Пошаговые инструкции представлены в полевом руководстве», уточняют авторы проекта — нажимаю на панель справа и смотрю, с чем же предстоит иметь дело.

louisville_log.jpeg
Страница из судового журнала с метеорологическими наблюдениями с корабля USS Louisville, чье фото было в самом начале статьи. Фото: «Old Weather», Zooniverse.

Я решила начать с расшифровки навигационных данных. Первой попалась страница из судового журнала корабля Alywin — уф, ну и почерк! Следую указаниям полевого руководства: сначала в верхнем правом углу листа ищу дату — ага, первой мне попалась среда, 16 сентября 1942 года. Затем проверяю часовой пояс: должно быть написано плюс или минус столько-то часов — имеется в виду разница с Гринвичем. Хотя в судовом журнале под указание временной зоны отведена специальная строчка, вахтенный 16 сентября почему-то его пропустил. Ну что ж, пропускаю и я, делать нечего. Дальше — самое интересное, координаты. Внести координаты судна полагается по крайней мере трижды в сутки: в восемь утра, в полдень и в восемь вечера. Хм, почему-то и их на этой странице нет! Скучно как-то, ввожу только дату и перехожу к следующему.

Ну вот, другое дело! Среда, 4 марта 1942 года, страница из судового журнала MACDONOUGH. Временная зона — -11, где-то за Аляской. Мимо чего проходим? — «море», честно пишет дежурный по вахте. Переписала координаты и попробовала ввести их в гугл-карты: точка упала где-то в Тихий океан, чуть восточнее Австралии. Красиво там, если верить гугл-картам! Дальше мне попалось еще несколько страниц из судовых журналов разных кораблей — все записи от 1942 года, видимо, данные выгружают по частям. Где-то буквы печатные, в других сделаны от руки, приходится разбирать почерк военных моряков. Интересно! Можно даже что-то нафантазировать себе об их характере или условиях, в которых делались эти записи. Опытных расшифровщиков не смущают формулировки вроде «Under Secret Orders» (англ. «следуем секретным приказам») в указании курса — по дате и координатам они безошибочно определяют, куда на самом деле отправлялся корабль и зачем. Ну, я немного набила руку с этим заданием — думаю, самое время попробовать себя в чем-то другом.

Следующий квест — расшифровать показания барометра. Таких заданий два, авторы проекта разделили анализ показаний с полуночи до полудня (AM) и с полудня до полуночи (PM). Думаю, чтобы люди не запутались, в какое место страницы смотреть, ведь показания практически одинаковые! Подсказка напоминает, что можно приблизить изображение и советует «печатать то, что видите» — например, если вахтенный вдруг решил использовать необычный разделитель. Ну что ж, давайте попробуем.

charleston_log.jpeg
Страница из судового журнала военного судна USS Charleston (PG-51). Фото: «Old Weather», Zooniverse.

Данные с барометра до полудня записаны в верхней половине страницы, показания снимаются каждый час — ого, придется ввести немало чисел. Значения — высота столбца в дюймах. Нужно скопировать шаблон со временем измерения из задания и внести все числа, которые удалось разобрать. Что-то я совсем запуталась, двойка тут или восьмерка — может быть, спросить модераторов? По кнопочке «Done & Talk» можно сразу попасть на форум — я видела, создатели проекта очень активно отвечают своим волонтерам, даже если нужна просто моральная поддержка вроде «согласен, похоже на 188». Вообще, признают модераторы, чистописание — не самая сильная сторона военных моряков, которые заполняли судовые журналы: похоже, что они маскировали свои орфографические ошибки, делая слова и названия совершенно неразборчивыми.

Осталось попробовать задание с записью температуры — выглядит почти так же, только столбцов больше: показания «сухого» и «мокрого» термометров для температуры воздуха, а также температура воды. Этот путь — для самых упорных и преданных волонтеров. Продолжу как-нибудь в другой раз.

Итоги

«Old Weather — WW2» — отличный проект для тех, кто интересуется военной историей, морем и переживает об изменении климата. Лично меня подкупает возможность прикоснуться непосредственно к историческим документам, пусть и не самым разнообразным по содержанию. Кстати, пару недель назад бета-тестирование прошел еще один путь волонтера — расшифровка военных дневников того же периода. Вероятно, скоро появятся еще подобные задания — возможно, кого-то это заинтересует еще больше. Между прочим, в России действует похожий проект — «Расшифровка блокадных дневников», личных записей тех, кто оставался в Ленинграде в период между сентябрем 1941 и январем 1944 гг.

PG-51_Charleston-1-.gif
Фотография корабля USS Charleston (PG-51). Фото: Wikimedia Commons.

Сейчас в проекте участвуют примерно полторы тысячи волонтеров, которым уже удалось обработать треть всех данных. Лучше всего дела идут с расшифровкой навигационных данных — эта задача почти полностью завершена*, так что если хотите успеть внести хотя бы несколько координат, советую поторопиться!

* За пару дней с момента сдачи статьи до ее публикации волонтеры проекта «Old Weather — WW2» успели обработать все изображения в задаче по обработке навигационных данных, но записи о температуре и давлении все еще ждут своих героев! — прим.ред.

Показания термометров и барометров гражданские ученые расшифровывают то ли просто медленнее, то ли менее охотно — может быть, дело в том, что задания более монотонные и в каждом больше чисел.

Чего, боюсь, не получится — так это понемногу разбирать судовые журналы где-то в дороге. Браузерная версия проекта есть и для смартфона, но, к сожалению, в ней работать оказалось гораздо труднее — приходится часто скроллить туда-сюда между изображением и полем для ввода чисел. Не только неудобно, но и больше шансов ошибиться!

В общем, проект не про «экшн» и захватывающую игровую динамику, а про силу воображения и погружение в эпоху. Выбор кораблей, временные периоды для анализа и даже задания постоянно обновляются, так что заскучать вы вряд ли успеете. А когда устанете от выписывания цифр, очень рекомендую почитать форум — куда увлекательнее и интерактивнее, чем любой учебник истории!

Впервые опубликовано на портале журнала Наука и жизнь.

Авторские права защищены Citizen Science