Наука — это про всегда конкуренцию? Странный стереотип. На деле же ученым не чужды понятия сотрудничества и взаимовыручки. О том, что происходит, когда ученые консолидируются, мы поговорили с Элиной Цигеман и Евгенией Алениной, младшими научными сотрудниками Центра нейронаук в образовании ИТМО и одними из основателей «ПлюсКонсорциума» — межвузовского объединения исследователей в области образования.

Элина и Евгения

Элина и Евгения. Фотография предоставлена собеседницами.

— Когда и как появилась идея создать объединение?

— Это было летом 2019 года. Часть нашей лаборатории — Максим Лиханов и мы — работали вместе под руководством Юлии Владимировны Ковас, нашей наставницы и вдохновителя. Как описывает это Максим, «идея родилась во время обеда», буквально в столовой. И родилась она из задачи.

В исследованиях в области образования, как и во многих других научных сферах, существует кризис репликации. Проще говоря, если кто-то что-то сделал, а затем вы сделали то же самое, изучая тот же вопрос, то вы с достаточно высокой вероятностью можете получить совсем другое. Например, в последнее время активно обсуждаются эффекты взаимодействия с гаджетами (просмотра телевизора или видеоиграми) и интеллектом, но исследования показывают противоречивые результаты. Мы знаем, что сейчас реплицируются до трети исследований, то есть их результаты можно повторить. И это большая проблема, так как препятствует внедрению многих вещей в практику и в принципе создает больше вопросов, чем ответов. 

Мы поставили задачу репликации исследований. Причем такой, которая бы надежно показывала, есть ли эффект и какой он, а для этого чаще всего нужны достаточно большие выборки. Так появилась идея «Консорциума» — объединения большого числа исследовательских команд, в котором исследователи независимо друг от друга делают одно и то же, а затем смотрят, у кого что получилось. Отсюда же наш слоган: «доверяй, но verify» (англ. проверяй). 

— «ПлюсКонсорциум» — формальное объединение?

— Мы нигде не зарегистрированы и все, что есть, — это команда, группа во «ВКонтакте» и сайт. Как-то оформляться мы и не планируем — все на волонтерских началах, ради науки.

После проведения исследований единственное, что упирается в какую-то формальную вещь, — это соавторство. Если это масштабные проекты с большими выборками, то над ними работает много человек. Мы добавляем всех, кто принимал активное участие. Раньше существовала тенденция к тому, что можно и даже как будто поощряется делать науку в одиночку. Мы считаем, что сейчас хорошие проекты в сфере психологии, когнитивистики, нейронаук, социальных и в целом гуманитарных направлений не делаются даже одной командой. Если посмотреть на статьи в области, например, поведенческой генетики, там один список авторов может занимать полстраницы. 

— Сколько сейчас человек в команде и какие вузы представлены?

— Мы активно сотрудничаем с ТГУ, ИТМО, СПбГУ, проводили исследования совместно с ДВФУ, УрФУ, КемГУ, РГПУ им. Герцена, ПИ РАО. Также среди участников более 100 школ, Томский региональный центр развития образования, сейчас активно пытаемся выйти на остальные. Про команду сказать сложнее — у нас сформировался определенный костяк из 4–5 самых активных человек, они представляют первые три вуза.

Изначально суть объединения была в том, чтобы к нам приходили с идеями, мы выдвигали гипотезу на основе того, что уже было сделано, создавали совместными усилиями дизайн исследования и все одновременно проводили его на доступных каждому участнику «Консорциума» выборках. Сейчас это не совсем так. В основном мы предлагаем партнерам на их площадках проводить наши исследования, то есть выступаем инициаторами. Мы бы хотели вернуться к изначальной концепции и надеемся, что сможем расширить команду «Консорциума» так, чтобы и другие коллеги продвигали свои идеи и уже мы повторяли их исследования на своих выборках. Тем более что за последнее время количество наших площадок-участников значительно увеличилось. 

— В чем плюсы масштабности объединения? 

— Помимо большей выборки, во-первых, это распространение хорошей исследовательской практики. Например, недавно Женя вела проект по исследованию эмоциональной регуляции: мы выясняли, как эффективно справляться с волнением перед контрольной работой. Идея была в том, что школьники сами собирают данные: проводят эксперимент по протоколу, выступают в роли полноценных исследователей. И обычно такие проекты в школах упускают важные фундаментальные составляющие — например, этику исследований и защиту персональных данных. Поэтому наша задача не только собрать как можно больше данных, но и рассказать, например, о том, что в социальных исследованиях все немного сложнее, чем просто пойти на улицу и опросить людей. Этой же цели служат наши многочисленные открытые мероприятия, в рамках которых мы не только набираем себе волонтеров и продвигаем свой бренд, но и несем разумное и вечное в массы.

Во-вторых, мы создаем классную команду единомышленников, которым интересны исследования и растим коммьюнити ученых, которые в любой момент могут объединиться и как-то друг другу помочь.

— Кто может присоединиться к команде «+Консорциума»?

— Любой человек, даже школьник, может прийти со своей идеей исследования. Мы ее рассмотрим, дадим полезные комментарии, что улучшить, чтобы это работало, и запустим механизм. 

При этом нам важен любой интерес к теме, вне зависимости от масштабов проекта. Был случай, когда один студент вышел на нас через какое-то из наших открытых мероприятий. Он преподавал в школьном кружке, и у него был доступ к выборке из детей, которые регулярно занимаются оригами. Идея была в том, чтобы оценить их пространственные способности и мы обсуждали с ним, как можно организовать такое исследование. Это была совсем крошечная выборка, но нам было интересно. Так что нам периодически пишут люди не связанные с исследованиями или с образованием в принципе, и это тоже классно. 

— В каких исследованиях могут поучаствовать волонтеры? 

— Сейчас актуальны два проекта. В рамках первого мы пытаемся понять, как спорт влияет на наше благополучие. К участию в нем мы приглашаем студентов ИТМО, которые занимаются академической греблей или могут ходить на нее в рамках занятий по физической культуре. В целом, мы ждем всех желающих, вне зависимости от профессионализма. Важно, что человеку придется около 20 минут грести — то есть желателен определенный уровень физической подготовки. Опять же, у нас нет критерия скорости и на месте обязательно присутствует тренер. Чтобы прийти, нужно связаться с представителем группы во «ВКонтакте» Академической гребли ИТМО. 

Тестирование

Эксперимент в рамках исследования влияния спорта на благополучие. Фотография предоставлена собеседницами.

Также наша коллега пишет диссертацию по пространственным способностям и ей требуются респонденты для онлайн- или офлайн-тестирования. Офлайн-эксперимент связан с айтрекингом — отслеживанием движений глаз. Записаться на это тестирование можно в нашей группе во «ВКонтакте». 

Осенью мы также планируем запустить еще несколько больших проектов, например, про связь разных психологических характеристик и успешности в химии.

Впервые опубликовано в спецвыпуске газеты «Мегабайт».
Проект «Люди науки» — Победитель Международной Премии #МыВместе