Алтайский край — это место с бескрайними лесами, бурными реками, солеными и пресными чистыми озерами. Природа края, так манящая туристов, нуждается в охране и бережном сохранении. Здесь расположены десятки заказников и два природных парка, за которыми наблюдают, в том числе, и школьники-участники программы «Усынови заказник»

Это эколого-образовательный проект, в рамках которого ребята под руководством преподавателей и кураторов участвуют в конкурсах по природоохранной тематике. Результаты — не только кормушки для птиц и выращивание саженцев ценных пород деревьев, но и важный научный вклад в изучение биоразнообразия края. О том, как школьники помогают профессиональным биологам, и почему важно говорить о проблемах природопользования именно с детьми, мы побеседовали с координатором программы, Людмилой Валерьевной Пожидаевой.

3.jpg

— Как появился ваш проект?

— Программа «Усынови заказник» в Алтайском крае реализуется с 2006 года, а я к ней подключилась в 2009-м. Конечно, тоже тогда спрашивала у коллег, с чего  все началось. Есть у нас в Алтайском крае эколог-общественник, Алексей Грибков, работает в сфере охраны дикой природы. Это выездная работа, постоянно приходится бывать в экспедициях. Территория Алтая огромная, и в какой-то момент пришло понимание, что всюду не наездишься и не насмотришься, поэтому хорошо бы было иметь сеть активистов на местах. Они бы приглядывали за природой и сообщали, если что-то происходит: о каких-то интересных находках, о нарушениях, существующих или потенциальных угрозах для ценных природных объектов. Без единомышленников в деле охраны природы никуда не сдвинешься, поэтому было решено  наладить работу. 

Идея «Усынови заказник» придумана даже не нами, а экологом Лорой Уильямс. Она жила и работала в западной части нашей страны, в заповеднике «Брянский лес». Лора — автор и названия, и в целом идеологии программы: вовлечение молодежи в исследовательскую, научную, практическую природоохранную, просветительскую деятельность. В начале 2000-х годов Лора пыталась сделать проект федеральным,  и в него тогда включились коллективы из нескольких десятков регионов страны. Но, к сожалению, потихоньку все сошло на нет. В Алтайском крае наша команда начала реализовывать эти идеи с 2006 года. На настоящий момент «Усынови заказник» существует только у нас . 

— В чем суть проекта?

— Если коротко, то цель, которую мы перед собой ставим, — выявление проблем, которые существуют на особо охраняемых природных территориях и объединение усилий молодежных экологических организаций на то, чтобы эти проблемы решать. Нашими активистами, участниками программы «Усынови заказник», в основном становятся школьные природоохранные и экологические объединения, такие как школьные лесничества, экологические и туристические кружки. Мы предлагаем ребятам установить шефство над какой-то ценной природной территорией. Если рядом с ними есть особо охраняемая природная территория — заказник, памятник природы, — то они, конечно, выбирают ее. Потому что если здесь появилась заповедная территория, значит, с биологической и природоохранной точек зрения, этот участок природы важен: он в достаточной степени сохранился и его нужно поддерживать, чтобы он таким дальше и оставался. Если же рядом с группой активистов таких территорий нет, они просто устанавливают шефство над тем уголком дикой природы, который доступен для них: где они часто бывают, который любят. Поэтому, как видите, название программы на самом деле условное. Чтобы присоединиться к ней, совсем не обязательно жить рядом с заказником.

— Почему так важно сосредоточить усилия на конкретном участке?

— Все просто: мы предлагаем ребятам и взрослым все последующие свои усилия направить именно на выбранную ими подшефную территорию. Тогда по прошествии даже года–двух они уже увидят конкретный результат своей работы. Если же они будут сегодня тут активничать, завтра там, а через месяц еще где-то, то, к сожалению, результат оценить сложно, чаще всего его просто нет. А ведь именно результат мотивирует нас всех и детей в частности на продолжение нашей деятельности. Крайне важен момент, когда ты видишь ради чего были все старания и понимаешь, что не зря столько времени и сил было потрачено.

4.jpg

— Отлично, выбрали территорию, что дальше?

— Затем мы предлагаем ребятам организовать свою работу по трем направлениям. Во-первых, это обязательно исследовательское направление, потому что невозможно сохранять то, чего ты не знаешь. Во-вторых, практическая природоохранная работа: понимая, что у нас тут есть, знаешь, что ты можешь реально сделать. Условно: стоит ли здесь устанавливать  домики и кормушки для птиц или на этой территории они вовсе не нужны. Третье направление — экологическое просвещение — то, с чего все началось. Важно вокруг себя наращивать круг людей, которые бы разделяли твои взгляды и ценности. Если этого не происходит, и люди вокруг не понимают, зачем ты это делаешь, то твоя работа по первым двум направлениям может быть очень быстро сведена на нет. Поэтому важно рассказывать о том, что происходит, о ценности природных территорий, об угрозах, которые для них существуют. О том, как каждый может помочь в деле охраны природы. 

По этим трем направлениям наши активисты и работают круглый год. Не время от времени, когда вспомнили или настал праздник в экологическом календаре, а в ежедневном режиме в течение всего года. Разумеется, что летом все активнее, больше исследовательской составляющей. Потому что лето — это всегда про экспедиции, выезды, выходы на природу: тепло, все цветет, живет, растет, можно много чего интересного наблюдать. 

— Какая научная работа ведется в рамках проекта?

— В 2016 году у нас в регионе переиздавалась Красная книга Алтайского края. К этому моменту участниками программы «Усынови заказник» был накоплен немаленький массив данных, в том числе по редким видам растений и животных. Мы объединили все эти сведения, которые собрали ребята и учителя, и передали их в редколлегию Красной книги для верификации. 

5.jpg

— В каком виде вы передавали информацию?

— Ребята все свои наблюдения фиксируют на фотоаппарат и сохраняют точные географические координаты, чтобы была привязка к местности. Соответственно, ученый получает по конкретному редкому виду изображение и координаты. Понятно, что у всех наших активистов очень разные фотоаппараты, у кого-то отличные, а у кого-то их вообще нет и тогда натуралист на смартфон снимает. Поэтому особой художественной ценности сами фотографии не представляют, но научная их ценность крайне велика. Ученый может по фотографии, пусть она неказистая или даже размытая, увидеть определительные признаки редкого вида, который внесён в Красную книгу края. Тогда наблюдение принимается научным сообществом, сохраняя авторство за тем человеком, который его предоставил. 

Когда мы передали накопленные нашими активистами сведения, где-то процентов 80 от всей этой информации ученые учли. Им очень понравилось такое взаимодействие с любителями-натуралистами, предоставившими гигантский массив данных. К сожалению, у нас в Алтайском крае полевых биологов не так много. Как и везде существуют сложности с финансированием, поэтому они редко бывают в исследовательских экспедициях, и у них мало свежей информации по «краснонижникам». А когда Красная книга переиздается (происходит это  один раз в десять лет), важно дополнять ее новыми сведениями, актуализировать информацию. Поэтому так важно, чтобы наблюдения за редкими видами осуществлялись в регулярном режиме. С 2017 года у нас в регионе теперь ведется такая работа, теперь уже на постоянной основе, вместе с учеными, Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края и любителями-натуралистами. 

В последние годы у нас также активно развивается движение бердвотчеров. В Алтайском крае работает отделение Союза охраны птиц России и его руководитель,  Алексей Эбель,  является одним из наших экспертов. Благодаря ему в регионе растёт сообщество  любителей бердвотчеров. Все они также собирают сведения по редким видам, фиксируют их, том числе используя открытые базы данных, такие как iNaturalist. И взрослые, и дети активно выкладывают на этот ресурс  свои наблюдения, и мы обычно в конце года скачиваем всю собранную информацию, которая прошла верификацию ученых, обрабатываем и обобщаем в ежегодных бюллетенях по ведению Красной книги Алтайского края. Эти бюллетени выпускаются под эгидой Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края. В 2026 году, когда настанет время очередного переиздания Красной книги, наши ученые возьмут подборочку из бюллетеней и смогут посмотреть «живую» информацию о том,  что же за 10 лет происходило с каждым из наших алтайских «краснонижников»: увеличил ли он свою численность, или наоборот, какие-то проблемы у него возникли: это очень интересно и живо.

— Только по птицам и растениям ведется такая работа?

— Почему же? По всем объектам: птицы, растения, рептилии — все, кого активистам удается встретить. Дети любопытны, поэтому собирают абсолютно всю информацию, а мы стараемся им помочь. Выпустили недавно определитель редких видов растений животных Алтайского края, как раз в помощь таким любителям, которые часто бывают на природе и за ней наблюдают. Этот определитель не похож на традиционные, для биологов, — там представлен очень богатый иллюстративный материал, приведено много фотографий для каждого редкого вида, и написано все человеческим языком, без обилия научных терминов. Мы раздаем этот определитель, чтобы он был у всех наших активистов и не только. Когда знакомимся с людьми, в которых видим потенциал, интерес к изучению природы — дарим его и просим делиться с нами своими наблюдениями. Это очень важно! Не просто самому радостно возвращаться с прогулок и рассказывать в кругу семьи «какой я сегодня видел красивый цветок», а делиться наблюдениями, которые вы делаете, с профессиональным сообществом. Потому что вы как неспециалист не можете оценить значение своей находки для науки, а она может оказаться крайне интересной. И таких историй, когда человек думал, что сфотографировал «какую-то ерунду», а потом оказывалось, что этот цветок находили всего в одном месте в Алтайском крае у нас немало. 

6.jpg

— Почему вы работаете именно со школьниками?

— В детстве мне было непонятно, когда эти взрослые вечно твердили: «Важно, чтобы подрастающие поколение приходило на смену…» А сейчас самой хочется, чтобы появлялись новые молодые специалисты, которые будут продолжателями твоего дела. И чем дальше, тем больше осознаешь, какой гигантский объем работы стоит перед теми, кто выбрал для себя в жизни путь сохранения дикой природы. Тем острее ощущаешь необходимость, чтобы профессиональное сообщество в этой сфере прирастало активными молодыми кадрами.

С другой стороны, я уже говорила, с чего все начиналось: для того, чтобы осуществлять успешные кампании по защите природы, крайне важна общественная поддержка. А дети — это те, кто завтра придет работать, том числе и в кабинеты различных ведомств и министерств. Именно от них в скором будущем будет зависеть принятие определенных решений, в том числе и в сфере природопользования. Поэтому очень важно, чтобы у них уже сейчас складывалось понимание того по каким законам развивается природа, как она функционирует и насколько сильно человек на нее влияет. 

Дикая природа нуждается сейчас в нашем неподдельном участии. Биоразнообразие сокращается с каждым днем и об этом мало кто говорит. А наши ребята про это знают, работая с теми же редкими видами, обращаясь к Красной книге. Важно отметить, что в Алтайском крае была проведена большая работа: в нашей Красной книге появился специальный раздел для каждого вида, в котором четко прописаны конкретные меры охраны. К сожалению, таких примеров по другим регионам крайне мало. А ведь, как известно, любой редкий или исчезающий вид можно сохранить, только сохраняя места его обитания.

Фотографии предоставлены собеседницей.

Проект «Люди науки» — Победитель Международной Премии #МыВместе

Авторские права защищены Citizen Science
Авторские права защищены Citizen Science