Гражданская наука — участие волонтеров в научных исследованиях — продолжает набирать популярность. Однако немало проектов научного волонтерства сталкиваются с, так сказать, «текучкой кадров»: люди приходят, но когда волна первоначального энтузиазма спадает, уходят и не возвращаются.

Снимок экрана 2021-07-27 163810.jpg

В проектах гражданской науки важно не только привлечь волонтеров, но и как можно дольше удерживать их интерес к работе. Фото: Märt Kose/Wikimedia Commons CC BY 4.0

Поэтому довольно много исследований последних лет посвящены изучению мотивации заниматься научным волонтерством и разработке механизмов стимулирования такого участия. Впрочем, с исследованиями того и другого существуют некоторые методологические проблемы.

В первом случае исследователи опираются на то, что люди рассказывают о себе сами, например, в опросниках, и таким образом не отслеживается связь между тем, что волонтеры говорят о себе и что в реальности делают. Во втором разработки основываются на предположении, что механизмы, использующие вознаграждение, могут способствовать росту числа участников, но зачастую не принимают во внимание оборотную сторону медали — большинство привлеченных таким способом волонтеров быстро теряют интерес.

Теперь группа ученых из Технологического университета Лаппеенранта (Финляндия), а также Университета Квинс в Белфасте и Вашингтонского университета организовала исследование с целью выяснить, каковы ценностные ориентации, лежащие в основе участия в цифровых проектах научного волонтерства, и как они влияют на цифровые взаимодействия между участниками. Результаты работы описаны в статье, опубликованной в журнале International Journal of Human-Computer Studies.

За основу исследователи взяли теорию базовых ценностей Шалома Шварца. Упрощенно говоря, в рамках этой теории определяется десять основных человеческих ценностей, которые вытекают из трех универсальных человеческих потребностей: социального взаимодействия, биологических потребностей и потребностей выживания групп. Эти десять основных ценностей соотносятся с четырьмя ценностями более высокого уровня: готовностью к изменениям, альтруизмом, стабильностью и самореализацией.

Соответственно, раз эти ценности могут влиять на онлайн-поведение волонтеров, то изучение этого влияния может дать ценную информацию для разработки механизмов стимулирования. А заодно расширит понимание пользовательского опыта в онлайн-сообществах и будет полезно в целом для создания и оценки цифровых технологий.

Экспериментальной площадкой стал финский город Лаппеенранта, где местные жители, объединившись с учеными, общественными и муниципальными организациями, разработали и внедрили цифровые инструменты гражданской науки для мониторинга окружающей среды. Проект осуществлялся в 2018-19 гг. на протяжении 12 месяцев, в нем приняли участие 243 человека.

Участники проекта использовали портативные Bluetooth-устройства, с помощью которых они могли сообщать о своих наблюдениях: инвазивное растение, красивое место, брошенные объекты вроде дырявой лодки на берегу озера и т.п. С помощью мобильного приложения волонтеры могли отправлять фотографии, создавать подпроекты наблюдений по конкретным поводам и быть в курсе усилий коллег по проекту. И, наконец, был запущен веб-сайт, где публиковались наблюдения, с тем, чтобы местная администрация реагировала на полученную от волонтеров информацию.

Выяснилось, что первичное желание участвовать в проекте коррелировало в первую очередь с такими ценностями, как альтруизм и безопасность. Но вот потом проявлялись различия: те, кому важнее была забота о других, альтруизм, с большей охотой присоединялись к проекту, но и гораздо легче бросали его, едва начав. Зато те участники, для которых важнее была безопасность, в два с половиной раза чаще становились постоянными участниками. «Мне нравится мой город и нравится иметь его в хорошем состоянии», — говорили они: поддержание окружающей среды давало им чувство социальной безопасности.

Далее оказалось, что в паре ценностей «безопасность» и «готовность к изменениям» каждая была связана с разными типами использования цифровых инструментов проекта. Например, участники, открытые новому, охотнее взаимодействовали с цифровой системой, скажем, рассматривали наблюдения, присланные другими участниками, даже если самим им было нечего добавить. А вот ценители «безопасности» не были к этому склонны и подключались к проекту на более короткое время и обычно с четкой, узко поставленной задачей вроде отправки своего собственного наблюдения.

Авторы делают осторожный вывод, что ценности безопасности и стабильности выглядят как наиболее действенный фактор, побуждающий участников не бросать начатое. Впрочем, играют свою роль и культурные особенности общества, где осуществляется проект, да и постановка задачи тоже имеет значение: если бы участникам предлагали, скажем, «зарабатывать деньги, сообщая о проблемах в городе», профили участников и их наблюдаемое поведение, вероятно, были бы другими.

Так или иначе, для развития гражданской науки важно понимать, к чему апеллировать, призывая людей не только становиться, но и оставаться волонтерами: к их естественному желанию помогать друг другу и к не менее естественному стремлению сохранить достигнутое, обеспечив безопасную среду обитания, в самом широком смысле. Детали, конечно, отличаются в каждом конкретном случае, но очевидно, что при разработке мобильных приложений для проектов гражданской науки важно выходить за рамки узко понятой функциональности, напоминая пользователям, ради чего они пришли.

Впервые опубликовано на портале журнала Наука и жизнь.

Авторские права защищены Citizen Science