Для одних гражданская наука — хобби, для других — возможность помочь ученым, для третьих — способ узнавать новое о себе и окружающем мире. По крайней мере, так говорят сами добровольцы. Но когда мы спросили руководителей научных проектов в России, какие преимущества дает неспециалистам участие в их исследованиях, большинство с сомнением отнеслось к варианту «получение знаний». Проверить, выполняет ли гражданская наука образовательную функцию, решили ученые из Германии, а помогли им в этом летучие мыши.

Исследования полезности citizen science для волонтеров проводились уже не раз, но однозначных результатов они так и не дали. Есть предположение, что в рамках большей части этих проектов просто не было продуманного механизма оценки знаний участников до и после проделанной работы. На этот же раз команда разнопрофильных специалистов из Германии изучила вопрос еще более детально, чтобы выяснить, отличается ли уровень знаний у волонтеров, которые только собирали данные, и тех, кто дополнительно помогал их обрабатывать.

Желающим принять участие в проекте предложили два вечера ходить по заранее определенному маршруту и с помощью специального детектора записывать звуки, издаваемые летучими мышами. Эти животные ориентируются с помощью эхолокации и испускают звуковые импульсы, которые отражаются от окружающей среды — так они узнают, что находится перед ними. Большинство видов издает звуки, которые человеческий слух не воспринимает, в частотном диапазоне от 20 до 20 000 Герц. Платформа, на которую нужно было загружать собранные данные, содержала в себе учебники с описанием видов и информацию об экологии городских летучих мышей. Также у каждого волонтера была возможность проанализировать свои собственные данные. Например, изучить корреляцию между активностью животных и особенностями окружающей среды, такими как близость к воде или наличие деревьев.

После двух прогулок часть волонтеров завершили работу и вернули детекторы. Остальные приступили к анализу данных: сформулировали вопрос исследования, гипотезы, определили независимые и зависимые переменные и их взаимосвязь, провели тесты на различия и ассоциации, проверили, визуализировали и интерпретировали полученные результаты.

Гипотеза, согласно которой группа волонтеров, задействованная на всех этапах исследования, покажет более высокий уровень знаний об объекте исследования, не подтвердилась. Отношение же к летучим мышам и к гражданской науке улучшилось в обеих группах, и степень участия не оказала никакого влияния на результат. Однако у руководителей проекта остаются некоторые сомнения в полученных выводах. Во-первых, изменение отношения к летучим мышам и к тому, что их надо сохранять и защищать — это хорошо, но будут ли волонтеры действовать в соответствии со своим отношением — уже совсем другой вопрос.   

Во-вторых, в исследовании принимала участие не репрезентативная выборка добровольцев — на объявление изначально откликнулись те, кто интересуется гражданской наукой и летучими мышами. Чтобы решить эту проблему, ученые предлагают выплачивать небольшое денежное вознаграждение: это поможет привлечь менее заинтересованных участников и получить более достоверные результаты.

Интересно, что чаще гордость за свою работу испытывали те волонтеры, которые только собирали данные. Но, как бы там ни было, эти люди действительно внесли свой вклад в изучение и сохранение летучих мышей — любимых местными жителями животных, которые вопреки мифам о своей кровожадности (лишь некоторые виды пьют кровь) помогают бороться с вредными насекомыми. Осушение болотистых территорий и превращение их в сельскохозяйственные угодья, использование химических удобрений и пестицидов привело к уничтожению значительной части популяции. Но в последние годы, благодаря усилиям ученых и экологических организаций, удалось восстановить популяции некоторых исчезающих видов.

Летучих мышей изучают и в России. Читайте воспоминания участницы проекта «Летучие мыши Сибири и где они обитают» по ссылкам (Часть 1, Часть 2) и присоединяйтесь к экспедиционному клубу в Новосибирске. Вместе с исследователями волонтеры посещают пещеры, учатся различать виды летучих мышей, правильно их держать, измерять и кольцевать. Так что помимо гарантированно полученных новых знаний, участникам обещаны яркие эмоции и теплая компания.

Автор текста: Ирина Спасюк

Проект «Люди науки» — Победитель Международной Премии #МыВместе