Недавно мы писали о том, как автора проектов гражданской науки привлекают добровольцев с помощью компьютерных игр. Сегодня хотим рассказать об еще одном подобном кейсе, Project Discovery — инициативе, объединившей разработчиков игр и международную команду ученых, чтобы помочь им исследовать влияние COVID-19 на иммунитет человека. Суть задумки — анализ результатов экспериментов через мини-головоломку в видеоигре EVE Online.

В чем суть проекта

Для диагностики и лечения рака, аутоиммунных и вирусных заболеваний используют проточную цитометрию — оптический метод измерения характеристик клеток, их составных частей и происходящих в них процессов. Результаты этого анализа помогают ученым разрабатывать новые противовирусные вакцины и способы терапии.

Однако данные, собранные с помощью проточной цитометрии, очень сложны и плохо структурируются. На сегодняшний день ни одна компьютерная программа не способна их обработать. Поэтому международная команда ученых под руководством профессора иммунологии Кильского университета (Kiel University, Германии) и президента International Society for Advancement Cytometry (ISAC) Андреа Коссарицца (Andrea Cossarizza) обратилась к швейцарской компании MMO Science и ирландским разработчикам игр CCP Games, специализирующимся на геймификации научных данных.

Project Discovery существует с 2015 года. Ранее с помощью него уже удалось составить атлас человеческих белков и проанализировать данные, собранные с помощью телескопа COROT. С июня 2020 года перед игроками поставили цель изучить результаты проточной цитометрии и выяснить, какое влияние COVID-19 оказывает на человеческий организм. При этом полученные результаты пригодятся в разработке эффективных вакцин не только против коронавируса, но и научат искусственный интеллект обрабатывать такого рода данные самостоятельно. В перспективе это может помочь в борьбе против ВИЧ и других вирусных заболеваний. Неслучайно проект финансируется Восьмой рамочной программой Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий (European Union’s Horizon 2020 research and innovation programme).

Как это работает

Собранные учеными данные многомерны, поэтому для начала их разбивают на двумерные тепловые карты. Затем, прослушав небольшой обучающий ролик, игроки выделяют на изображениях кластеры, следуя инструкциям на экране. За это пользователи получают внутриигровые награды (экипировка, валюта, скины) и повышают свой уровень. Придуманные игроками решения сопоставляются друг с другом, а особо интересные — проверяются учеными.

EVE Online — это бесплатная онлайн-видеоигра, самая большая «песочница» (это значит, что нет строго заданной цели, можно создавать миры и креативить. — Примеч. ред.) в мире. Ее игроки создают космические империи, объединяются в альянсы или существуют особняком — завоевывают новые территории, ресурсы и торгуют на рынке. Пользователи могут выбрать любую роль, будь то военный, пират, политик, торговец или исследователь. На сегодняшний день в EVE Online существует более 7 000 звездных систем и 350 видов космических кораблей.

Подробнее о видеоиграх для гражданской науки мы писали здесь.

Автор текста: Евгений Шилинг

Проект «Люди науки» — Победитель Международной Премии #МыВместе