Зачем это нужно
Чтобы исследовать практичность и «КПД» методов запоминания информации, основанных на «кривой забывания» Эббингауза.
Что нужно делать
Вам будет выдан «пакет» информации — абзац текста, 5-10 слов на иностранном языке или четверостишие — и график повторения. От вас потребуется не более двух-трех часов за все время исследования. Общая длительность исследования может составить от двух до шести месяцев.
Как стать участником
Для участия в исследовании необходимо заполнить форму: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeDupZRet85JzmTuUd1uKuCV1l_ARDYjzPoIgpKp4o-NZ8ugA/viewform.
Вам будет предложен «пакет» информации одного из типов: небольшой абзац прозаического текста, короткое стихотворение или набор слов на иностранном языке. С этим пакетом вы будете работать на протяжении всего исследования.
Затем по установленному для вас графику нужно будет повторять пакет и заполнять опросники в Google Forms, куда нужно будет записывать ту часть информации, которую помните в момент заполнения очередного опросника.
NB: объект исследования — методы запоминания информации, а не память участников. Пожалуйста, не переписывайте из предыдущих писем то, чего не помните!
Кто организовал проект:
Liceo scientifico «Principe di Napoli»
По всем вопросам пишите Сергею Калинину по адресу pamyat.proekt@yandex.ru
Научная задача, которую решает проект
Помочь студентам и школьникам и всем желающим найти наиболее эффективный способ долгосрочного запоминания информации при затрачивании минимума времени.
Теория и история
В 1885 году немецкий профессор Герман Эббингауз (Hermann Ebbinghaus) на основании своих исследований вывел график, который носит имя «кривая забывания». График отображает зависимость информации, которую мы помним, от времени, которое прошло с момента ее запоминания. На основании этого были созданы четыре метода, два из которых разработаны лично Эббингаузом, для запоминания информации, которые разделят на краткосрочные, применяемыми для ситуаций, когда нет большего промежутка времени для повторения, и долгосрочные, применяемые в ситуациях, когда информация должна сохраняться в памяти на протяжении нескольких лет. Эти методы часто рекомендуют психологи, но среди учеников и преподавателей они не слишком известны.
Для сведения, Герман Эббингауз первым применил экспериментальный метод для изучения механической памяти, т.е. такой, на которую не влияют процессы мышления. Для этого он придумал т.н. «метод бессмысленных слогов»: каждый слог имел одинаковую структуру — согласный-гласный-согласный — и обязательно не совпадал ни с каким из существующих слов, а затем из таких слогов образовывались ряды, которые нужно было запомнить. Чтобы вы оценили дотошность ученого, упомянем, что опыты с одной последовательностью слогов даже начинались и оканчивались в одно и то же время, при том, что исследование в целом шло двумя сериями по два года, с промежутком в три года между сериями. Эббингауз хотел выяснить, как влияют на механическое запоминание объем материала, число повторений и промежуток между заучиванием и вспоминанием.
Выяснилось, что процесс забывания замедляется с течением времени: в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, за следующие 9 часов из памяти уходит еще около 15%, после чего скорость забывания становится совсем низкой — за шесть дней уходит еще около 5%, после чего забывание почти останавливается.
На основе своих результатов Эббингауз и вывел кривую забывания, которая строится по формуле
b=100k/(c log(t)+k)
где b — экономия усилий в процентах, t — время в минутах, c и k — константы, равные 1,25 и 1,84, соответственно. Экономия — это относительное количество времени, сэкономленного на втором испытании обучения в результате проведения первого, т.е. b= 100% означает, что в памяти сохранилось все, b= 75% — что нужно вчетверо меньше времени, чем в первый раз, чтобы выучить все, и т.д
Между прочим, в 2014 году Амстердамском университете повторили опыты Эббингауза и получили результаты весьма близкие к оригинальным. См. об этом статью «Replication and Analysis of Ebbinghaus’ Forgetting Curve» в журнале PLOS One.
К счастью, нам редко приходится запоминать нечто бессмысленное, а опыты Эббингауза показали, что осмысленное запоминание примерно в девять раз быстрее механического.
И еще Эббингауза добрым словом поминает Штирлиц — профессор открыл, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце. Это называется «эффект края».