Зачем это нужно
Чтобы узнать, могут ли психологические и социо-демографические факторы влиять на активность работы зеркальной системы мозга. Эта система обеспечивает способность к эмпатии и ассоциативному обучению.
Что нужно делать
Мы приглашаем мужчин и женщин от 23 до 45 лет, чтобы участвовать в эксперименте с регистрацией ЭЭГ (электроэнцефалограммы мозга) и психологическом тестировании, которые проводятся в ИВНД и НФ РАН в Москве. В общей сложности вы потратите около двух часов.
После участия в исследовании вы получите результаты и интерпретацию всех пройденных тестов, а затем и все публикации, которые будут сделаны по материалам работы.
Как стать участником
Приглашаются все, кому от 23 до 45 лет, кто имеет законченное высшее образование и работает не менее 20 часов в неделю. Важно, чтобы у вас не было эпилепсии, травм головы, обмороков, судорог, постоянны головных болей и серьезных неврологических расстройств.
Пожалуйста, заполните опросник: https://forms.gle/yTxLSWd6nC5MFP3D9
Приглашаются все, кому от 23 до 45 лет, кто имеет законченное высшее образование и работает не менее 20 часов в неделю. Важно, чтобы у вас не было эпилепсии, травм головы, обмороков, судорог, постоянны головных болей и серьезных неврологических расстройств.
Пожалуйста, заполните анкету участника: https://forms.gle/yTxLSWd6nC5MFP3D9
1) Психологическое тестирование
Мы пользуемся следующими инструментами:
Шкала депрессии Бека (Beck Depression Inventory - BDI)
Шкала личностной и ситуационной тревожности Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory — STAI)
Шкала эмоционального отклика Меграбяна — Эпштейна (Balanced Emotional Empathy Scale — BEES)
Шкала эмпатии Дэвиса
2) ЭЭГ исследование:
• запись в состоянии спокойного бодрствования, с закрытыми глазами и с открытыми глазами
• запись контрольных проб
• запись при наблюдении, повторении и совместном выполнении различных движений в трех экспериментальных блоках
В каждом из трех блоков испытуемым будет последовательно предложено три вида задач: наблюдение за движением, самостоятельный повтор увиденного движения, выполнение движение вместе с актером. Планируется представлять три типа движений — простой моторный акт, целенаправленный моторный акт, эмоциональный социальный жест. В начале экспериментальной сессии испытуемым будут предложены фоновые пробы в состоянии покоя с закрытыми и открытыми глазами и контрольные задачи для адекватного сравнения с задачами, активирующими зеркальную систему мозга (ЗСМ): наблюдение за небиологическим движением, выполнение самостоятельного движения, статическое наблюдение за неподвижным актером.
Во время подготовки вы сможете задать все интересующие вас вопросы о проекте, исследованиях, проводимых в институте и о работе мозга.
После обработки шкал вы получите результаты психологического тестирования, а после обработки и анализа ЭЭГ — оценку активности зеркальной системы мозга по десинхронизации мю-ритма ЭЭГ в разных контекстах.
Всем участникам обязательно будут отправлены научные статьи, в которых будут опубликованы результаты исследования.
Кто организовал проект
Работа проводится лабораторией прикладной физиологии ВНД человека в ИВНД и НФ РАН под руководством к.б.н. Екатерины Дмитриевны Каримовой.
Научная задача, которую решает проект
Сравнить степень десинхронизации мю-ритма ЭЭГ, отражающей уровень активности ЗСМ, при наблюдении и повторении социальных жестов у людей с различным уровнем эмпатии, тревожности и другими социо-демографическими факторами.
«О проекте» словами авторов
Открытие зеркальных нейронов у обезьян, а потом и у человека, положило начало целому пласту новых исследований, связанных с социальными коммуникациями и восприятием невербальных сигналов и эмоций друг друга.
Социальное поведение человека связано с функционированием зеркальной системы мозга (ЗСМ), которая активируется при общении и взаимодействии индивидуумов. ЗСМ повышает свою активность при наблюдении и повторении действий и жестов собеседника, функционально данная система способствует «проецированию» действий и мимики другого для восприятия и понимания его мотивов и эмоционального фона. Таким же образом осуществляется ассоциативное обучение, когда человек учится, просто наблюдая и повторяя действия других — этот механизм сильнее всего работает в детстве, но и во взрослом состоянии нам также приходится учиться, повторяя за другими. В общем, считается, что деятельность ЗСМ связана с процессами обучения и эмпатии.
Показано также, что зеркальная система мозга человека модулирует сенсомоторный мю-ритм ЭЭГ, в связи с чем амплитуду мю-ритма в модельных экспериментах социального взаимодействия используют для оценки активности ЗСМ.
Но что может влиять на эффективность и активность работы зеркальной системы мозга? Люди обладают различным уровнем эмпатии, тревожности, кто-то живет в больших семьях, кто-то один или парой, профессиональная деятельность человека также может быть связана с общением и пониманием других людей или наоборот быть далекой от социального взаимодействия.
Исследования ЗСМ говорят о большей активности данной сети у людей с выраженной эмпатией, также есть данные о том, что введение окситоцина повышало десинхронизацию мю-ритма, а следовательно, и активность ЗСМ в экспериментах. Наш образ жизни, среда также влияет на нашу физиологию, тем более на такую гибкую и пластичную систему, как мозг человека.
Мы хотим провести большое комплексное исследование и ответить на вопрос: могут ли психологические и социо-демографические факторы влиять непосредственно на развитие и активность зеркальной системы мозга и какие факторы оказывают генерализованный эффект на активность других корковых структур и не связаны с зеркальной системой мозга.
Публикации коллектива вы найдете в профиле руководителя исследования Екатерины Каримовой на портале ResearchGate.