Открыт набор
Можно из дома
Расскажите о своей жизни: речь жителей сибирских сел и деревень
Общаемся с жителями сибирских сел, записываем и изучаем их речь

Зачем это нужно

Чтобы узнать и понять современную речевую ситуацию в сибирских деревнях и селах, мы делаем аудиозаписи речи людей, постоянно проживающих в селах или проживших всю жизнь в деревне, но недавно переехавших в город.

Мы изучаем диалектную речь (создаем словари, исследуем особенности сибирских говоров) и речь жителей сибирских сел — не диалектоносителей.

Что нужно делать

Нам нужна помощь в поиске информантов. Если у вас есть знакомые или родственники, которые живут в селах Томской области и которые могут рассказать о своей жизни, мы будем готовы записать их речь.

Волонтеры могут помочь нам также тем, что запишут рассказы своих родителей, бабушек, дедушек об их жизни на диктофон или видео. В этом случае информантами могут стать не только жители сел Томской области, но и всей Сибири. Стать волонтером может любой желающий.

Какие типы рассказов нам нужны: рассказы о жизни, воспоминания о детстве, войне, ссылке в Сибирь, рассказы о промыслах, о животных, природе Сибири и т.п.

Как стать участником

Чтобы стать волонтером, нужно связаться с нами по электронной почте (см. справа) или написать в сообщение в инстаграме (@siberian_village) и коротко рассказать о своем информанте.

Авторские права защищены Citizen Science
Авторские права защищены Citizen Science
Авторские права защищены Citizen Science

Вы можете помочь нам в поиске информанта (жителя села Томской области) и его подготовке к записи: рассказать ему о нас, договориться с ним о записи его речи на диктофон, готовности рассказать о своей жизни. По окончании пандемии мы сможем приехать и записать его/ее речь.

Было бы замечательно, если бы вы могли сами записать речь информанта на диктофон или видеокамеру или даже с помощью телефона. Продолжительность может быть разной, но желательно 1,5-2 часа и более. Будем очень признательны, если вы сможете сделать фотографию информанта и сообщить его/ее пол, возраст и основной род занятий.

Информантом может быть человек любого возраста, любого образования и национальности, главные условия: владение русским языком, постоянное проживание в селе или проживание в селе большую часть жизни.

Записывать можно рассказы на любые темы: рассказы о жизни, воспоминания о детстве, войне, ссылке в Сибирь, рассказы о промыслах, о животных, природе Сибири и т.п. На основе записанных рассказов создаются словари, научные статьи и монографии.

Пример (отрывок из рассказа):
«И вот бабушка меня учит и рассказывает, что какой-то Лазарь, был там, а он действительно был, в Библии я потом мельком глянул, когда взрослый стал, уже после войны .... Этот Лазарь че-то умер что-ли, и где-то Христос этот самый решил его воскресить почему-то, показать, что он сын Божий что-ли? ... но Лазарь, значит, восстал из мёртвых. А я очень люблю животных всяких: собачат и котят. У меня был любимейший котёнок, звали его Мишкой. Мы с ним все время кашу ели вместе. Ложкой, хорошо помню, возьму ложкой, но бабка маслом помажет, как положено, коровье, естественно, и вот: "Ешь, Мишка". Сидит маленький котёнок лижет, я жду, он полижет, я себе, мама заходит, застает меня: "Опять котенка кормишь!" А возьми этот котёнок сдох. Вот че-то заболел, мало ли ему, бывает, особенно когда они голову трут, это я заметил, это уже не жилец, пропадет кошка, а он взял пропал. Я вспомнил про бабушкин рассказ, что надо хорошо попросить Иисуса Христа, а он же на небо вознёсся, он бессмертный, он Лазаря оживил, а котёнка-то, что ему стоит... И вот я молился, молился, ни оживает никак. Вот уж я молился, молился, наверное, часа полтора. Откуда-то приходит отец.... "Ты чё?". А я говорю: "Да, вот, папа, видишь, такая история". Ну и про этого Лазаря, а он-то знал про него, он же все таки тоже учился в церковно-приходской школе когда-то там в детстве. Он захохотал. Говорит: "Знаешь, сын, - потрепал меня по башке, - брось ты все это, а вот вырастишь, сам все узнаешь"».

Научная задача

Исследование современной речевой ситуации в селах Томской области.

Томской диалектологической школе более ста лет. У нас есть записи диалектной речи с 1940-х гг., более 50 томов разнообразных словарей сибирских говоров. Важно продолжать эту работу.

Кто проводит исследование

Сотрудники кафедры русского языка Томского государственного университета и Лаборатории общей и сибирской лексикографии Томского государственного университета:

Волошина Светлана Владимировна, доцент кафедры русского языка Томского государственного университета (vsv1304@yandex.ru)

Толстова Мария Анатольевна, научный сотрудник Лаборатории общей и сибирской лексикографии Томского государственного университета (tolstova_11@mail.ru)

Публикации

Демешкина Т. А., Толстова М. А. — Репрезентация концепта «Лес» (на материале диалектной речи) // Вестник Томского государственного университета. Филология 2020. № 65 C. 60-76
Волошина С.В., Шевчик А.В. Фрагмент речевого портрета жителя современного российского села // Экология языка и коммуникативная практика. 2018. № 3. С. 20-32
(и другие)

На данный момент публикации отсутствуют
Что бы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
Комментарии