Зачем это нужно?
Каждый год в летний период экспедиция проводит археологические раскопки на самом древнем городище в дельте Волги, чтобы исследовать (предполагаемые) остатки столицы Хазарии города Итиля (X в) и торгового города Саксина (XI-XIV вв). Раскопки проходят неподалеку от села Самосделка в Камызякском районе Астраханской области.Что нужно делать?
В обязанности волонтеров входит прокопка культурного слоя по слоям, удаление грунта, переборка грунта в поисках находок, передвижение отвала, зачистка культурного слоя и вертикальных профилей. Основной рабочий инструмент — лопата, но иногда доводится поработать ножом и кистью, расчищая ямы, захоронения и сооружения. Присоединиться может любой желающий старше 18 лет, готовый к тяжелому физическому труду на жаре. Чтобы удостовериться в серьезности намерений, участников приглашают не менее чем на две недели.Как стать участником?
Написать организаторам проекта, контакты — справа на этой странице.Работа
Основная деятельность волонтера — работа на раскопе. Выполняются следующие работы: прокопка культурного слоя по пластам на 20 см, удаление грунта (отбрасыванием и на носилках), переборка грунта с целью поиска находок, передвижение отвала вручную (лопатами), зачистка культурного слоя с целью поиска пятен объектов (лопатой), зачистка вертикальных бортов и профилей (лопатой), расчистка объектов — ям, захоронений и сооружений — ножом и кистью. Выполняется сбор и пакетирование находок. На базе полевой лаборатории выполняются следующие работы: помывка и просушка находок, первичное описание находок и составление статистических таблиц. Возможны иные виды хозяйственных работ (копка ям, строительство причала и мостков, установка палаток, навесов, столов, сбор хвороста, рубка дров).Дежурство
Среди участников экспедиции вводится дежурство: по очереди, в парах — парень с девушкой. От дежурства освобождаются люди, необходимые на раскопе и в хозяйстве — начальство, художники, архитекторы.Распорядок дня
- 5-00 — подъем (для дежурных подъём в 4-00)- 5-30 — завтрак
- 6-00 — выход на раскоп
- 6-00-14-00 — работа на раскопе
- 11-30 — второй завтрак на раскопе
- 15-00 — обед
- 15-30-17-00 — отдых, свободное время
- 17-00 — второй выход на раскоп или лагерные работы по хозяйству
- 19-00 — ужин
- 19-30-23-00 — мероприятия, лекции, посиделки у костра
- 23-00 — отбой, с этого времени в лагере устанавливается тишина
Рабочий день продолжается восемь часов. Каждый 7-й день, начиная от первого дня выхода на раскоп — выходной.
Образование
В ходе экспедиции студентам и волонтёрам обязательно читаются лекции по истории городища и историческим периодам, связанным с его существованием — по истории Хазарии, кочевников эпохи средневековья, Золотой Орды. Если в составе экспедиции присутствуют узкие специалисты (керамисты, нумизматы, археозоологи), они рассказывают о своём профиле научных исследований.(Информация взята с сайта goodserfing.org)
Об истории проекта
В середине 70-х годов прошлого века при строительстве животноводческой фермы около села Самосделка было выкопано очень много кирпичей, костей, костяных изделий и керамики разных видов. В 1989 местный школьный учитель собрал образцы керамики и передал специалистам — оказалось, что это уникальные находки. Посуда датировалась IX-X веком, а культурный слой в Самосделке оказался в четыре раза толще, чем характерно для золотоордынских поселений. Все указывало на то, что это может быть столица Хазарии — город Итиль. В средних и верхних слоях на Самосдельском городище обнаружились остатки средневекового города Саксин, который был основным перевалочным пунктом Волго-Каспийского торгового пути.Уже 20 лет на Самосдельское городище приезжает добровольный научный коллектив исследователей разных специализаций: историки, археологи, археозоологи и археоботаники, специалисты по радиоуглеродному датированию, керамисты и нумизматы. Все лето ученые вместе со студентами-практикантами и волонтерами работают на раскопе, собирают, маркируют и классифицируют находки, затем в течение года их анализируют. По мере расширения раскопа составляется план обнаруженных строений, фиксируется рисунок слоев. Помимо раскопок, ученые занимаются экспериментальной археологией — тестируют гипотезы и проверяют, правильно ли они интерпретируют находки. Например, строят юрты эпохи Золотой Орды — с отоплением и лежанками — и проверяют, можно ли в них жить и готовить еду. Одну из стационарных юрт исследователи намеренно сожгли и закопали, а затем раскопали 10 лет спустя, чтобы отследить изменения. По вечерам в лагере проходят лекции и другие культурные мероприятия — получается фактически летняя археологическая школы для волонтеров.
Обнаружение столицы Хазарского каганата — открытие мирового значения. Работы, которые ведутся в Самосделке уже 20 лет, позволяют сказать, что городская культура в Нижнем Поволжье началась более 1000 лет назад, еще в Хазарское время — до Золотой Орды. Каждый год исследователи углубляют раскоп на 50-80 см, собирая до 300 000 единиц находок за сезон. По результатам анализа ученые публикуют научные статьи, выступают с докладами на международных конференциях. Сейчас глубина исследуемого культурного слоя соответствует примерно IX веку.

20 лет каждое лето научные волонтеры под руководством ученых копают землю около села Самосделка в Камызякском районе Астраханской области. Они исследуют многослойный археологический памятник — остатки столицы Хазарского каганата и средневекового торгового города Саксин. Рассказываем, как это все началось и почему это важно.
Что это такое
Самосдельское городище было обнаружено случайно, причем не без участия любителей. В середине 1970-х годов в неподалеку от села Самосделка решили построить животноводческую ферму — и когда начали окапывать сенник, обнаружили много древних кирпичей, костей, керамики, костяных изделий. В 1989 году этими находками заинтересовался местный школьный учитель Александр Пухов, собрал образцы и через знакомых передал специалистам для исследования. Керамику датировали IX-X веком — это означало, что под Самосделкой может находиться город хазарских времен.
Хазарский каганат существовал в VII-IX вв н.э. — это те самые «неразумные хазары», которым собрался мстить Вещий Олег, т.е. Новгородский, а потом Киевский князь Олег (ум. в 912 г.), родственник Рюрика и регент периода малолетства князя Игоря. В пору расцвета каганат занимал предгорья Кавказа, Нижнее и Среднее Поволжье, Приазовье, восточную часть Крыма, часть степной и лесостепной территории Восточной Европы до Днепра, и, возможно, Северо-Запад современного Казахстана. Уникален тем, что часть хазарской элиты приняла иудаизм — вероятно, чтобы защитить свою независимость от государств, где официальной религией был ислам, а первую очередь, Арабского халифата, и христианских держав, собственно, Восточной Римской империи, она же Византия.
Пять лет исследователи проводили разведку, рекогносцировочные работы, сняли топографический план городища. Оказалось, что древний город был разделен на три части: одна располагалась на острове, а другие — по двум берегам. Это полностью соответствовало описанию столицы Хазарского каганата — города Итиль.
Столица Хазарии
Итак, на Самосдельском городище ученые обнаружили город, о котором многие писали, но не надеялись найти. Хотя нет полной уверенности, что это действительно Итиль, многое говорит в пользу этой гипотезы. Прежде всего — расположение города, которое соответствует описаниям арабских историков, и радиоуглеродное датирование. Жилища и керамика также соответствуют хазарской культуре. Более того, на Самосдельском городище ученые и волонтеры нашли остатки крепости из обожженного кирпича — поскольку использование этого материала было царской монополией, это сильно поднимает статус обнаруженного города. По всей видимости, жители города обитали в нем только зимой, а все остальное время — кочевали. Это было довольно удобно: на заливных лугах вокруг города было много травы, и уходить далеко от города не приходилось. Население города было очень разнородным: бок о бок в нем жили разные народы и представители разных религий — иудеи, мусульмане, христиане и язычники.
Ворота Волжского торгового пути
В более молодой части культурного слоя исследователи нашли остатки золотоордынского торгового город Саксина, расцвет которого пришелся на XII-XIII века. Этот город стал воротами Волжского торгового пути: сюда привозили товары из Персии, юго-восточного и юго-западного Прикаспия, с территории современного Азербайджана, из Дербента — а затем перегружали на речные суда. Саксин отличается очень правильной планировкой: городские улицы шириной около 80 см пересекаются под прямыми углами, образуют площади. Кварталы города ориентированы по сторонам света — ведь город мусульманский, а Мекка находится строго к югу от Саксина. О том, что город был центром транзитной торговли, свидетельствуют находки: бусы, браслеты, пряжки, пуговицы из Хорезма, Закавказья, Ширвана, Булгарии, Византии.
Представить, каким был город в те времена, помогают записи арабского странствующего правоведа Абу Хамида аль-Гарнати. Аль-Гарнати означает «из Гранады» — той самой, что в Испании. Он много путешествовал за свои 90 лет жизни (1080-1170), и около 20 лет из них прожил в Саксине, куда прибыл в 1131 году «в поисках знаний», посетив до этого некоторые из самых значительных городов Востока: Каир, Александрию, Дамаск, Багдад.
Абу Хамид писал о том, что видел в городе тысячи купцов из Магриба и других стран, а также описал народы, которые населяли город, — огузов, булгар, сувар, хазар. В заметках о своих странствиях он описал диковинные находки, нравы и обычаи местных жителей: дома из толстых бревен сосны, которые спасают от холодной зимы; «черное олово» (свинец) в качестве валюты; войлочные шатры на сотню человек; белугу — «рыбу, которую может снести только сильный верблюд»; разные сорта фруктов — «столько, что больше не бывает» и многое другое. Поражала путешественника с Востока холодная зима и замерзающая Волга, ширину которой он измерил 1840 своими шагами.
Что там происходит
Каждое лето на Самосдельское городище приезжают ученые разных профилей, студенты-практиканты и научные волонтеры. Сейчас разведано около 5 квадратных километров, и каждый год исследователи углубляются на 50-80 см, собирая до 300 000 единиц находок за сезон. Сейчас глубина исследуемого культурного слоя соответствует примерно IX веку. Помимо раскопок ученые занимаются экспериментальной археологией — тестируют гипотезы и проверяют, правильно ли они интерпретируют находки. Например, строят юрты эпохи Золотой Орды — с отоплением и лежанками — и проверяют, можно ли в них жить и готовить еду. Одну из стационарных юрт исследователи намеренно сожгли и закопали, а затем раскопали 10 лет спустя, чтобы отследить изменения. По вечерам в лагере проходят лекции и другие культурные мероприятия, так что фактически получается летняя археологическая школы для волонтеров.
Присоединиться к экспедиции может любой желающий, больше информации — на странице описания проекта «Самосдельская археологическая экспедиция» на нашем портале.