С развитием гражданской науки все больше школьников и студентов принимают участие в исследованиях в качестве волонтеров. По мнению ученых, такие проекты могут быть отличным дополнением к основному образованию: развивать научную грамотность, поддерживать интерес и мотивацию к изучению школьных предметов. Однако независимые исследования не всегда подтверждают это мнение. Возникает вопрос: как вовлекать в науку детей и студентов, чтобы это приносило пользу и ученым, и им самим.
В статье 2019 года «Никогда не рано стать гражданским ученым» авторы утверждают, что гражданская наука может быть интегрирована на любом уровне обучения. Они рассказывают о годичном американском проекте «Тюльпановый сад», благодаря которому дошкольники изучают растения и времена года. Дети учатся делать прогнозы, узнают новые факты о природе, живых существах, погоде и сезонных изменениях, и одновременно, на практике, знакомятся с работой биологов и экологов.
Российские научные организации не отстают от общемирового тренда. К участию в исследованиях детей и подростков привлекают Российское движение школьников и Русское географическое общество, исследователи из Университета «Сириус» и ТГУ, кураторы эколого-образовательного проекта «Усынови заказник» в Алтайском крае и многие другие. По заявлениям организаторов, целью работы со школьниками является в том числе привлечение новых кадров в науку, в ту сферу деятельности, в которой работают сами кураторы проектов. Например, в 2021 году тюменские школьники и студенты приняли участие в сборе материалов для проекта «Микробиомы агроценозов: масштабный скрининг, мониторинг и методы управления консорциумами микроорганизмов для регенеративного земледелия». Координатор исследовательской программы Екатерина Лузгина рассказала о целях привлечения к работе волонтеров: помочь ребятам разобраться в современной науке, показать, каково это — быть настоящими учеными.
Организаторы проектов гражданской науки время от времени проводят исследования, чтобы изучить их образовательный потенциал. Их выводы неоднозначны: одни исследователи утверждают, что слишком много внимания уделяется тому, чтобы сделать работу полезной для школьников и слишком мало — качеству ее выполнения. Австралийские экологи, которые привлекали в качестве волонтеров детей, отмечали, что собранные ими данные, особенно если это делается в группах и в рамках школьного задания, — нуждаются в тщательной проверке.
Другие исследования отмечают противоположную проблему. Организаторы выделяют образовательную функцию проекта как ключевую, при этом привлекают детей только потому, что волонтеров из школ и вузов достаточно легко контролировать с помощью педагогов. Это простой способ собрать данные без дополнительных усилий со стороны исследователей, без какой-либо пользы для остальных участников. В таких проектах работа молодых людей ограничивается простыми механическими действиями.
Но еще хуже ситуация, когда школьников привлекают для участия в проекте потому, что организации легче получить финансирование, если в работу включены дети и образовательные учреждения.
Эти результаты не говорят о том, что вовлечение молодежи всегда сопряжено с корыстными мотивами или делается «для галочки». Дело в том, что дети по привычке рассматриваются как «ученики», а не как полноценные участники проектов, которые могут внести свой вклад и даже преобразовать дизайн исследования. Так, в рамках проекта в 2019 году девятилетние дети собирали данные о млекопитающих с помощью фотоловушек. По заявлениям организаторов результаты не показали существенных различий между работой школьников и профессиональных биологов, подтверждая огромный потенциал детей быть надежными наблюдателями. Это утверждение приравнивает полезность привлечения детей к их способности собирать достаточно хорошие данные, но не обосновывает их участие тем, кем они являются, например, в силу возраста, особых знаний или положения в обществе.
Попытку сделать школьников «участниками», а не «учениками» предприняли австрийские орнитологи в рамках проекта по наблюдению за колониями северных лысых ибисов. Молодых людей 6-10 лет обучили передавать свои знания об этом исчезающем виде птиц, чтобы привлечь местных жителей к долгосрочному орнитологическому мониторингу. Это исследование интересно тем, что в нем уделяется внимание в нем дети и подростки рассматриваются как часть структуры общества, которая может служить мостом между научным сообществом и другими поколениями, семьями, коммьюнити. Это идет вразрез с обычной идеей социализации, в которой ребенок позиционируется как объект образовательного процесса, получатель знаний и навыков.
Аналогичным образом, еще в 2010 году, опираясь на семейные и общественные сети школьников, группа ученых из США изучала взаимодействие человека и койота. Опросники распространялись среди школьников (от детского сада до 12 класса) в рамках добровольного классного задания, чтобы максимально увеличить число участвующих домовладельцев. В ходе исследования 1 500 детей опросили своих родителей о том, видели ли койота или слышали его на их участке в период с 2003 по 2006 год.
У школьников и студентов есть потенциал оказывать глубокое влияние на науку, и быть не просто сборщиками данных. Если оценка гражданской науки как важнейшего шага к более демократичному и инклюзивному научному подходу — это не просто слова, то нужно и дальше привлекать детей к волонтерской работе, но делать это по-новому.
Автор текста: Ирина Спасюк
Проект «Люди науки» — Победитель Международной Премии #МыВместе